воскресенье, 22 января 2017 г.

10 интересных фактов о Каверине
 1. Он стал настоящим книгоглотателем, поглощая в больших количествах литературу самого разного свойства: сказки Андерсена и Перро, книги Диккенса и Виктора Гюго, произведения русских классиков, приключенческие Романы Фенимора Купера и Эмара, повести о Шерлоке Холмсе и бульварные книжонки о благородных разбойниках и сыщиках. Как вспоминал потом Вениамин Александрович Каверин, ему особенно нравился Роберт Стивенсон, поразивший способностью завладевать вниманием без остатка, посредством «силы сцепления слов, рождающей чудо искусства»

2. Кроме матери, уделявшей развитию детей большое внимание, огромным авторитетом для мальчика был старший брат Лев. Человеком, оказавшим большое влияние на формирование литературных вкусов будущего писателя и привившим ему настоящую страсть к литературе, стал друг и одноклассник Льва - Юрий Тынянов – впоследствии знаменитый литературовед и писатель, автор «Подпоручика Киже», «Кюхли» и «Смерти Вазир-Мухтара». Тынянов на долгое время стал настоящим другом и для Каверина. Интересно, что он потом женился на сестре Льва и Вени – Елене, а сам Вениамин Александрович Каверин впоследствии был женат всю долгую жизнь на сестре Тынянова – Лидии Николаевне.

3. За время обучения в Псковской губернской гимназии, в которой он провел 6 лет, единственной проблемой для Каверина была математика. С гимназических времен он пробует писать стихи, что было в то время обычным делом для юношей с гуманитарным складом ума.

4. И всё-таки преодолеть тягу к сочинительству Каверину было не суждено. Однажды после экзамена, посвященного теории Лобачевского, он увидел афишу о литературном конкурсе, проводившемся Домом Литераторов. Десять минут, которые заняла дорога до дома, Каверин называл потом судьбоносными, определившими главные черты его жизни. Он решает перейти на прозу и обдумывает свой рассказ, с которым он примет участие в конкурсе. Первый прозаический опыт Каверина под названием «Одиннадцатая аксиома» был отмечен всего лишь третьей премией. Суммы 3000 рублей хватило только на шесть ирисок – так обесценивались деньги в 1920 году, но это был его первый литературный гонорар, его первый писательский успех. О нём всегда помнил Каверин.

5. 1 февраля 1921 года состоялось первое заседание литературного кружка, получившего название «Серапионовы братья». В собраниях впоследствии принимали участие множество «сочувствовавших» и единомышленников, но канонический состав был постоянен: Лев Лунц, Михаил Зощенко, Илья Груздев, Николай Никитин, Елена Полонская, Николай Тихонов, Всеволод Иванов, Михаил Слонимский, Константин Федин. Одним из постоянных членов объединения стал Каверин. Вениамин Александрович, произведения которого стали к тому времени регулярно появляться в печати, активно участвовал в собраниях. Он оставался верен «братству» и творческим принципам, провозглашенным им, до конца - Каверин и полвека спустя отмечал начало «серапионова летосчисления» - 1 февраля - как самый важный праздник

6. Он автор множества рассказов и эссе, десятков детских сказок. Особенный след оставили его воспоминания, особенно книга «Эпилог» (1979-1989), над редакцией которой он работал до последнего часа, до своего ухода, случившегося в мае 1989 года. Но даже эти тома не могут рассказать все о жизни Вениамина Александровича Каверина. Истинный облик этого писателя и человека сохраняется в памяти и воспоминаниях современников спустя десятилетия, а масштаб его дарования, как отмечают многие литературоведы и простые читатели, еще только предстоит оценить по-настоящему. 

7. Несмотря на это, писатель не предавал убеждений. Он участвовал в издании альманаха «Литературная Москва» (1956), запрещенного партийными властями. Каверин публично отказался участвовать в травле Бориса Пастернака в 1958 году, выступал с письмом в защиту Даниэля и Синявского, боролся за издание книг М. Булгакова и А. Солженицына. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий